Многих родителей беспокоит вопрос, почему ребенок до сих пор не говорит, или отстает от сверстников, а дополнительные занятия не дают результата.
В 26 недель у плода появляется восприятие речи, ритма, интонации. На этом сроке мама/папа может беседовать с ребенком, напевать песни, таким образом начиная работу по речевому развитию малыша.
После родов принципиально важен период кормления ребенка. Грудное вскармливание предпочтительнее, поскольку все лицевые мышцы младенца тренируются, формируется глотание, жевание, позднее - звучащая речь.
Появление первого слова у ребенка соотносится с появлением указательного жеста (с 9 мес.). К году ребенок владеет словарным запасом от двух-трех до десяти слов. С полутора лет появляется простая фраза. С 2 до 5 лет происходит активное речевое развитие ребенка. Формирование всех звуков родного языка заканчивается к пяти годам. После пяти развивается грамматическая часть речи, логические речевые конструкции. Важно, чтобы малыш рос в развивающей речевой среде, где с ребенком беседуют, дают возможность высказаться, объясняют, поддерживают диалог, учат нормам поведения.
Современное состояние физического здоровья детей не способствует правильному развитию органов артикуляции. Многие дышат ртом, возникают аденоиды, они часто болеют. Дети едят облегченную пищу, которую почти не нужно жевать. Это изменяет прикус, положение языка и вынуждает обращаться за помощью к врачам разных специальностей. Логопеды применяют в своей работе миофункциональные упражнения, массаж, тейпирование.
Для каждого периода существуют свои возрастные нормы по развитию общей моторики, мелкой моторики, навыков самообслуживания и речи. Если происходит задержка на одном из этапов, желательно подключить специалиста по речевому развитию, поскольку нарушения лучше исправить в раннем возрасте.
Логопеды-дефектологи центра «Кабинет речевой терапии» проводят работу по механизму нарушения. Для этого предварительно строится индивидуальный план коррекции на основе диагностики, во время которой логопед выясняет:
Исходя из ответов на данные вопросы, строится коррекционная работа.
Современные представления о развитии речи такие: чем раньше начата помощь ребенку в формировании речевых умений, тем лучше прогноз для общего развития, тем шире выбор учебного заведения и лучшая перспектива для профессионального и карьерного роста. И наоборот – чем позднее решается проблема, тем труднее помочь ребенку компенсироваться в полной мере.
Логопед-дефектолог, руководитель логопедического центра, Светлана Владимировна Мохрякова.