♫ Дети учатся говорить, подражая взрослым. Чем больше звуков вы будете издавать в их присутствии, тем скорее они научатся говорить. Обращаясь к ребенку, говорите ясно и понятно. Разговаривать с детьми нужно медленно и спокойно, часто называя разные предметы, повторяя слова. Важно, чтобы ребенок приучался слушать вас и делать то, что вы предлагаете. Учите называть части тела людей и животных.
♫ Для упражнения десен и челюстей полезно жевать твердую и плотную пищу.
♫ Вместо того, чтобы просто подать ему какую-то вещь в ответ на жест, поговорите с ним: «Хочешь мячик? Какой большой мячик! Попробуй сказать: мячик».
♫ Если ребенок пытается произнести слово, наградите его улыбкой или погладьте по голове и повторите это слово еще раз.
♫ Взрослым лучше не употреблять слова из «детского языка», на котором говорит ребенок («ава» вместо собаки), чтобы не задерживать развитие его речи, ведь он подражает нам.
♫ Не нужно слишком педантично исправлять произношение ребенка. Этим мы отобьём у него всякое желание говорить. Развитие речевого слуха в этом возрасте опережает развитие речевой моторики. Лучше повторить слово громко, но правильно. Тогда ребенок поймет, что вас интересует не только то, что он говорит, но и как он говорит.
♫ Не нужно требовать от него, чтобы он говорил: «Скажи!». Создайте такую ситуацию, чтобы у ребенка возникла насущная потребность пользоваться речью, например, не понимайте его жестов и мимики. Это будет стимулом для развития речевого общения.
♫ Мать может оречевлять все свои совместные с малышом действия: «Сейчас пойдем гулять. Неси свою одежду. На улице холодно, наденем теплый свитер». И так далее. Помните, что ребенку нужно многократно услышать слово (по некоторым данным - до 160 раз), чтобы усвоить его и начать произносить.
♫ Повторение стишков, считалок развивают чувство родного языка, учит правильно повторять слова, развивает эмоциональность.